Abstract:
В статье рассматривается феномен корпоративного университета (КУ) как ключевого инструмента стратегического управления в условиях современной экономики знаний. Проанализирована эволюция концепции КУ от тактического центра обучения, сфокусированного на устранении текущих дефицитов компетенций, до стратегического партнера, глубоко интегрированного в процессы реализации бизнес-стратегии и формирования корпоративной культуры. Представлена комплексная систематизация моделей КУ, включающая эволюционно-поколенческие (Дж. Уолтон, М. Радемейкерс), структурно-функциональные (М. Аллен) и концептуальные подходы («Храм знаний»). Особое внимание уделено современным сетевым и эко-
системным моделям, которые расширяют деятельность КУ на внешних
стейкхолдеров (клиентов, партнеров, поставщиков) и превращают его в центр создания совместной ценности и открытых инноваций. Проведен критический анализ метафоры «университет», а также уточнено методологическое различие между организационными моделями КУ и инструментами педагогического дизайна, такими как «Пирамида компетенций». На основе анализа нормативно-правовой базы Республики Казахстан и практических кейсов ведущих компаний (АО «Самрук-Казына», BI Group, Alina Group) исследованы особенности реализации различных моделей КУ в казахстанском контексте. Сделан вывод о двойственной функции КУ в Казахстане как инструмента корпоративной стратегии и механизма реализации
национальной политики по развитию человеческого капитала. Обосновано, что эффективность КУ зависит от его интеграции в стратегию, поддержки руководства и прозрачности собственного управления.