Abstract:
В статье рассматриваются научно-методологические подходы к формированию исследовательских компетенций у школьников при выполнении лабораторных и практических работ по химии. Обоснована необходимость интеграции исследовательского подхода в учебный процесс как одного из ключевых факторов формирования критического мышления, навыков анализа, планирования и проведения экспериментов. В рамках статьи раскрыты теоретические основы и практические механизмы реализации компетентностного подхода в условиях обновленного содержания среднего образования. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного в средней школе города Кокшетау, который охватывал различные возрастные категории учащихся и включал комплекс диагностических процедур, направленных на оценку уровня сформированности исследовательских умений. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике развития исследовательских компетенций у учащихся, прошедших обучение по предложенной методике. Доказана эффективность разработанной методики в условиях обновленного содержания образования, что подтверждается как количественными, так и качественными результатами. Сформулированы
практические рекомендации для педагогов по организации и проведению
лабораторно-исследовательских занятий, а также обозначены перспективные направления дальнейших исследований в данной области, включая разработку цифровых инструментов сопровождения исследовательской деятельности и интеграцию междисциплинарных подходов.